В 2023 год экономика вошла, находясь в фазе быстрого восстановления и структурной трансформации. Потребительская активность приближалась к докризисному уровню, внутренний спрос подпитывали выросшие расходы бюджета и ускорившееся кредитование. Опережающими темпами росла обрабатывающая промышленность. Экспорт и импорт все больше смещались в сторону дружественных стран, перестраивались цепочки поставок. Российские компании спешили занять ниши, из которых ушел иностранный бизнес. Все больше признаков говорило о том, что экономика преодолела шок от санкций 2022 года. Мягкая денежно-кредитная политика этому способствовала.
Уже в середине года — заметно раньше первоначальных прогнозов — восстановительная фаза роста завершилась. Экономика достигла докризисного уровня, и все более явно сказывались физические ограничения дальнейшего роста, в первую очередь дефицит трудовых ресурсов. Набранный темп увеличения внутреннего спроса стал опережать возможности расширения предложения. Стало нарастать инфляционное давление. Это было сигналом перегрева экономики — ситуации, когда спрос в большей степени уходит не в производство дополнительных товаров или услуг, а в ускоренный рост цен.
Одновременно происходило ослабление рубля, потому что потребность в валюте для оплаты импорта росла, а поступления экспортной выручки сократились из‑за снижения цен на сырье. Подскочили инфляционные ожидания, люди стремились сделать покупки до подорожания, и это еще больше подталкивало цены вверх и усиливало спрос на валюту. Возникла опасность раскручивания инфляционной спирали.
Все это требовало решительной реакции денежно-кредитной политики. В июле Банк России перешел к повышению ключевой ставки, в августе повысил ее сразу на 3,5 процентного пункта, а всего за пять месяцев — на 8,5 процентного пункта, до 16%.
Выросшие ставки стимулировали рост сбережений. Кредитование постепенно возвращалось с рекордных темпов к сбалансированным. У предприятий снизились стимулы к созданию запасов валюты и финансированию текущих операционных расходов через рублевые кредиты.
В сентябре рубль стабилизировался, а в декабре началось торможение инфляции. По итогам года она составила 7,4%.
Экономическая активность, несмотря на ужесточение денежно-кредитной политики, оставалась высокой, и за год ВВП поднялся на 3,6% — больше, чем прогнозировалось. В структуре экономического роста возросла роль инвестиций, они поддерживались рекордной прибылью реального сектора.
С быстрым восстановлением и развитием экономики связан ускоренный рост во всех сегментах финансового рынка — банковском, пенсионном, страховом и на рынке капитала. Это позволило Банку России сместить акцент с антикризисных мер на работу с потенциальными уязвимостями и на повышение устойчивости финансового сектора.
Почти все послабления, которые помогли участникам рынка пройти кризис 2022 года, были свернуты. Финансовые организации вернулись в стандартный режим регулирования.
С быстрым ростом кредитования всегда сопряжены риски «пузырей» и чрезмерной закредитованности граждан. Поэтому Банк России последовательно ужесточал требования к банкам по выдаче кредитов заемщикам с большой долговой нагрузкой. Наибольшего внимания потребовала ипотека — во второй половине года на рынке жилья возникли признаки перегрева в связи с действием широкой льготной программы кредитования. Ситуация начала стабилизироваться в начале 2024 года, в том числе благодаря тому, что Правительство изменило условия льготной ипотеки.
Многие решения Банка России были нацелены на повышение роли финансового рынка в структурной трансформации экономики, развитие долгосрочного финансирования.
Заработало стимулирующее регулирование для финансирования проектов импортозамещения и технологического развития.
Компании вернулись к активному привлечению финансирования на рынке ценных бумаг, а капитализация рынка акций увеличилась в 1,5 раза после просадки в 2022 году.
Еще больше повысилась роль розничных инвесторов — именно от них теперь зависит рост фондового рынка, успех компаний при выходе на IPO.
Выпуск замещающих облигаций, конвертация депозитарных расписок, другие меры — все это позволило перевести в Россию значительный объем замороженных ценных бумаг. Банк России также работал над возвратом к максимально возможному в текущих условиях раскрытию информации и прозрачности корпоративных решений. Это поддержало доверие граждан к рынку ценных бумаг.
Чтобы дать людям достаточно сильные стимулы для инвестиций на длительные сроки, запущена программа долгосрочных сбережений, изменены условия индивидуальных инвестиционных счетов.
Банк России активно участвовал в разработке ряда законодательных инициатив в сфере защиты прав и интересов граждан. Это законы о бесплатных переводах между своими счетами в разных банках, о рекламе кредитов и усилении защиты заемщиков от навязывания платных услуг. Для борьбы с телефонными мошенниками важен закон, устанавливающий период охлаждения для подозрительных переводов. Банкам удается отбивать подавляющую часть атак, но активность злоумышленников растет, и нужны новые инструменты защиты.
Поведенческий надзор Банка России за качеством продаж финансовых продуктов помог сократить масштабы мисселинга. Недобросовестные практики остаются в центре внимания регулятора.
В особой поддержке и защите при совершении финансовых операций нуждаются жители Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Территориальные учреждения Банка России в тесном сотрудничестве с банками и региональными властями обеспечили бесперебойный наличный денежный оборот и доступность базовых финансовых услуг в новых регионах.
Доля безналичных платежей в розничном обороте выросла более чем на 5 процентных пунктов, до 83,4%. Это один из самых высоких показателей в мире. Продолжилось развитие карт «Мир» и Системы быстрых платежей, инновационных платежных сервисов.
Планомерная подготовка к внедрению цифрового рубля вошла в решающую стадию. После внесения необходимых изменений в законодательство Банк России начал пилотирование операций с реальными цифровыми рублями.
Кардинальные изменения произошли в сфере трансграничных платежей и расчетов. Именно на эту часть финансовой системы направлено санкционное давление, а санкции продолжали охватывать все более широкий круг банков и компаний. В ответ расширялась корреспондентская сеть с дружественными странами, гораздо активнее начали использоваться независимые от SWIFT каналы обмена финансовой информацией. Основными валютами расчетов за экспорт и импорт стали не доллар и евро, а рубль и юань.
При этом в самом конце 2023 года возникли новые сложности с расчетами из‑за роста рисков вторичных санкций для дружественных стран. Чтобы их преодолеть, Банк России продолжит работать над созданием условий для трансграничных операций.
Одним из ключевых вызовов для Банка России стало сохранение темпов цифровизации финансового рынка. При этом продолжился переход на передовые отечественные технологии.