Ценовая и финансовая стабильность
Потребительские цены | Динамика ВВП | Ключевая ставка в среднем за год |
---|---|---|
9,5%
7,4% (2023)
|
4,1%
4,1% (2023)
|
17,5% годовых
9,9% годовых (2023)
|
В 2024 году обеспечение ценовой стабильности стало для Банка России непростой задачей из‑за растущего инфляционного давления. Это было связано с масштабной структурной перестройкой экономики, что требовало значительных ресурсов. Дисбаланс, когда производство не успевает за растущим спросом компаний и граждан на товары и услуги, вызывает сильный рост цен. Банк России считает борьбу с инфляцией приоритетом, потому что она напрямую влияет на реальные доходы граждан и, как следствие, на уровень их жизни. Высокая инфляция сводит на нет рост зарплат и ухудшает условия для инвестиций, что тормозит развитие экономики. Устойчивое развитие экономики возможно только на базе низкой инфляции. Ответом на ускорение инфляции стало ужесточение денежно-кредитной политики в течение 2024 года.
Чтобы сдерживать рост цен, Банк России повышал ключевую ставку. В I квартале 2024 года рост цен замедлился, реагируя на повышение ключевой ставки до 16% во второй половине 2023 года. Но уже с II квартала 2024 года усилилось влияние факторов, которые толкали инфляцию вверх. Главные из них: банки ускоренно наращивали кредитование и росли доходы граждан и бизнеса, что увеличивало спрос. На рост цен влияли и высокие инфляционные ожидания населения и бизнеса, расширение бюджетных расходов, а также разовые факторы, такие как повышение тарифов и утилизационного сбора.
Повышение ключевой ставки помогает охладить перегретый спрос и замедлить рост цен. Во втором полугодии 2024 года Банк России несколько раз повышал ключевую ставку — к концу года до 21%. Меры Банка России в 2024 году позволили предотвратить раскручивание инфляционной спирали. Без таких мер последствия для экономики и благосостояния людей оказались бы гораздо серьезнее. Но чтобы увидеть результаты в полной мере, нужно время, говорить о переломе еще рано.
Если бы регулятор не повышал ключевую ставку, спрос продолжал бы расти ускоряющимися темпами и предложение все больше от него отставало бы из‑за невозможности быстро нарастить производство. Производственные мощности уже были загружены почти полностью, а безработица в течение года находилась на историческом минимуме — предприятиям не хватало работников. При этом у компаний возникали сложности с оперативной закупкой необходимого оборудования, очередные пакеты санкций затрудняли международные расчеты и приводили к значительным колебаниям валютного курса рубля. Эти проблемы не являются следствием нехватки финансирования и не могут быть решены дополнительными бюджетными и кредитными стимулами. Компании активно вкладывались в модернизацию — росло и кредитование, и инвестиции за счет бюджета и собственных средств предприятий. Но открытие новых производств и модернизация требуют времени, то есть эффект от инвестиций в полной мере проявится только в будущем.
В такой ситуации, с одной стороны, требовалось поддерживать и развивать критически важные проекты и производства, и Правительство активно работало в этом направлении. С другой стороны, было крайне важно не допустить неконтролируемого роста цен. Если не предпринимать усилий для устранения избыточного спроса, рост выпуска в любом случае начнет замедляться под влиянием естественных ограничений, связанных с исчерпанием ресурсов, прежде всего трудовых. При этом бесконтрольный рост инфляции подорвет основы для долгосрочного развития — доверие и определенность в экономике, а возвращение к ценовой стабильности в этих условиях потребует гораздо более жесткой политики и более длительного времени. Поэтому Банк России не мирился с высокой инфляцией и продолжал предпринимать шаги по ее возвращению к цели. Это было необходимо, чтобы поддержать устойчивость экономики и защитить доходы граждан.
Важно отметить, что повышение ключевой ставки больше повлияло на сдерживание инфляции, чем экономического роста. В 2024 году экономика выросла на 4,1%, а инвестиции продолжали увеличиваться (инвестиции в основной капитал выросли на 7,4%).
Вместе с тем Банк России внимательно отслеживал финансовое состояние реального сектора экономики. Процентные платежи нефинансовых предприятий в 2019 — 2023 годах не превышали 5% себестоимости их продукции в среднем по экономике. Кроме того, по расчетам Банка России, существенная часть компаний (на них приходится примерно треть выручки по экономике) вовсе не имеют процентных расходов, то есть развиваются исключительно за счет собственного капитала и не чувствительны к росту процентных ставок. Рост стоимости обслуживания долга в результате повышения ключевой ставки является серьезной проблемой только для компаний с высоким уровнем долговой нагрузки. При этом для реального сектора в целом гораздо более ощутим рост издержек, связанный с повышением ценового давления в экономике. Оно сказывается не только на ценах потребительских товаров и услуг, но и на стоимости материалов, комплектующих и оборудования для бизнеса, расходах на заработную плату. Поэтому высокая ставка помогает со временем справиться с проблемой тотального роста издержек.
Одним из ключевых факторов, ускорявших инфляцию, стало заметное расширение кредитования. Чтобы замедлить рост цен, необходимо было перейти к более сбалансированным темпам кредитования. С ноября корпоративное кредитование — один из ключевых драйверов перегретого спроса — стало замедляться. Это результат как решений по ключевой ставке, так и автономных от денежно-кредитной политики факторов: постепенной отмены регуляторных послаблений для банков, которые вводились в 2022 году, и ужесточения банковского регулирования. Это важный шаг на пути к стабилизации экономической ситуации. Учитывая набранную жесткость денежно-кредитных условий, в декабре 2024 года и в феврале и марте 2025 года Банк России оставил ключевую ставку без изменений.
Банк России прогнозирует замедление инфляции. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к 4% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем. Это укрепит основы устойчивого развития экономики.
Жесткая денежно-кредитная политика Банка России позволила предотвратить раскручивание инфляционной спирали
Рост инвестиций в основной капитал повышает потенциал экономики
Кредит традиционно является значимым инструментом финансирования, но это не главный и не единственный источник для развития бизнеса. Основная часть инвестиций и в России, и за рубежом осуществляется за счет собственных средств предприятий. Другой распространенный способ привлечения ресурсов — выход на рынок капитала.
С 2022 года российские компании расширяют производство и работают над замещением продукции иностранных компаний, ушедших с рынка из‑за санкций. Предприятия активно вкладывают средства в расширение производства, инвестиции в основной капитал в 2024 году возросли на 7,4%.
Компании активно брали кредиты на протяжении всего 2024 года — за год портфель вырос на 17,9%. Темпы корпоративного кредитования начали снижаться только в ноябре — на это повлияли ранее принятые решения по ключевой ставке и постепенная отмена регуляторных послаблений для банков. Послабления были временной мерой и помогали банкам продолжать кредитовать экономику, в том числе в сложный период адаптации к санкциям.
Но основным источником инвестиций были и остаются собственные средства бизнеса. Высокие прибыли последних лет дают бизнесу возможность не только обслуживать кредиты, но и расширять производство и обновлять оборудование за счет собственных средств.
Однако производственные мощности нельзя нарастить быстро, и причины не в недостатке финансирования. Рост и использование имеющихся мощностей ограничены из‑за сложностей в международных расчетах, препятствий для импорта оборудования, а также из‑за нехватки работников.
В ситуации, когда физические ресурсы ограничены, для критически важных проектов нужна более гибкая и адресная система господдержки без увеличения нагрузки на бюджет. В последнее время доступность финансирования прочно ассоциируется с льготными банковскими кредитами — самым популярным способом получения субсидий. Но субсидии можно перераспределить и в пользу недолговых источников финансирования на рынке капитала. Этот способ, в отличие от банковского кредитования, не дает проинфляционного эффекта. Снизить стоимость заимствований можно и путем предоставления гарантий со стороны государства и институтов развития.
Банк России совместно с Правительством прорабатывает программы поддержки выхода на рынок акций и облигаций для компаний, работающих в перспективных отраслях и проектах технологического суверенитета и структурной адаптации экономики. Стимулировать вложения в такие ценные бумаги могут налоговые льготы по доходам для инвесторов.
В 2024 году главными задачами Банка России в области обеспечения финансовой стабильности стали сохранение устойчивости финансового сектора в условиях двух волн санкций и предотвращение чрезмерной закредитованности граждан и бизнеса.
В июне 2024 года из‑за санкций были прекращены биржевые торги долларом США, евро и гонконгским долларом. Банк России заранее просчитал возможность такого сценария и разработал меры, которые обеспечили непрерывность работы валютного рынка. Это позволило плавно перейти от биржевой торговли этими валютами к внебиржевым операциям и расчету официальных курсов доллара США и евро к рублю на основе данных внебиржевого рынка.
В ноябре 2024 года санкционный список пополнили сразу 52 российских банка. Это привело к задержкам в поступлении экспортной валютной выручки и ослаблению рубля. Но оно было кратковременным, в том числе благодаря решению Банка России приостановить покупку валюты на внутреннем рынке по бюджетному правилу. В итоге курс рубля определяется балансом спроса на валюту со стороны импортеров и ее предложения со стороны экспортеров, то есть внешней торговлей.
Завершение в 2024 году безадресной льготной ипотеки, высокие ставки и ужесточение регулирования Банка России помогли предотвратить образование «пузыря» на рынке жилья. Быстрый рост ипотечного кредитования, ставший одним из факторов заметного удорожания квартир в новостройках, сменился более умеренным. Появились первые признаки снижения темпов роста цен на жилье. Адресные ипотечные программы поддержат рынок в период высоких рыночных ставок.
Ужесточение регулирования позволило снизить риски неплатежей по потребительским кредитам и повысить устойчивость банков. Банк России увеличил требования к капиталу банков при выдаче рискованных ипотечных и потребительских кредитов. Это дало возможность банковскому сектору накопить 1,2 трлн рублей дополнительного запаса капитала. В будущем банки смогут его использовать в случае потерь по кредитам.
Чтобы минимизировать риски попадания граждан в долговую яму, Банк России ограничивал предоставление необеспеченных потребительских кредитов и займов людям, у которых на платежи по долгу уходит больше половины дохода. За счет этого доля новых кредитов, выданных таким заемщикам, снизилась с 40% в IV квартале 2023 года до 26% в IV квартале 2024 года.
В 2025 году Банк России планирует, помимо требований к капиталу, применять прямые ограничения при выдаче ипотеки и автокредитов. Особенно важно предотвратить накопление чрезмерной долговой нагрузки в ипотеке, которое может иметь серьезные социальные последствия.
Анализ Банка России показал, что повышение ключевой ставки в целом не привело к снижению устойчивости компаний. Хотя процентные расходы по кредитам выросли, прибыль бизнеса остается высокой. Число малых предприятий, столкнувшихся с финансовыми сложностями, несколько увеличилось, но большинство крупных компаний их не испытывают, за исключением отдельных компаний с высоким уровнем долговой нагрузки.
В 2025 году Банк России уделяет особое внимание ограничению рисков, связанных с наращиванием кредитов крупным компаниям с высокой долговой нагрузкой. Регулятор продолжил повышать устойчивость банков, увеличив требования к их капиталу.
За 2024 год международные резервы увеличились с 598,6 млрд до 609,1 млрд долларов США. Главным фактором этого увеличения стал рост цены золота.
В 2024 году часть активов Банка России в иностранной валюте оставалась заблокированной из‑за введенных рядом стран ограничений на операции c ними.
Банку России остаются доступны активы в юанях, хранящиеся в России золото в слитках и наличная иностранная валюта, которых достаточно для поддержания финансовой стабильности и выполнения других функций Банка России.
Юань с учетом роста его международного статуса и развития российского валютного рынка играет ключевую роль в составе активов Банка России. Возможности Банка России инвестировать в финансовые инструменты других стран ограничены рисками, присущими их экономикам, валютам и финансовым рынкам.
В 2024 году Банк России проводил операции купли-продажи юаня на внутреннем рынке в связи с реализацией механизма бюджетного правила и иных операций Минфина России со средствами Фонда национального благосостояния.