Удостоверяющий центр Банка России
С 1 января 2022 года участники финансового рынка получают квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей только в удостоверяющем центре Банка России в соответствии с изменениями в законодательстве об электронной подписи (ЭП).
Предлагаем ознакомиться с кратким обзором изменений.
Если вы не нашли ответа на свой вопрос, свяжитесь с нами по телефонам контактного центра Банка России в рабочие дни с 9:00 до 18:00 по московскому времени: 300 (звонки с мобильных),
Удостоверяющий центр (УЦ) Банка России создает, выдает и аннулирует квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи (квалифицированные сертификаты):
- руководителям кредитных организаций, операторов платежных систем,
некредитных финансовых организаций и индивидуальным предпринимателям,
осуществляющим виды деятельности, перечисленные в части 1 статьи 76.1
Федерального закона от 10.07.2002 №
86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», - руководителям кредитных рейтинговых агентств, бюро кредитных историй, лицам, занимающимся актуарной деятельностью,
- должностным лицам Банка России.
Создание и выдача квалифицированного сертификата осуществляется на основании заявления о его получении, которое подается на бумажном или электронном носителе либо в форме электронного документа.
Порядок создания и выдачи квалифицированных сертификатов определен
Указанием Банка России от 24.04.2024 №
- Чтобы получить сертификат, необходимо направить на адрес электронной почты пункта выдачи сертификатов информационное сообщение и дождаться звонка оператора УЦ с сообщением о прохождении предварительной проверки. Оператор также предложит записаться на прием.
- В случае самостоятельной генерации ключа ЭП необходимо сформировать данный ключ и запрос на сертификат с использованием средства ЭП, имеющего сертификат ФСБ России. Если необходима генерация ключа ЭП в пункте выдачи сертификатов, нужно указать это в информационном сообщении и в назначенное время прийти в пункт выдачи сертификатов с комплектом документов и ключевым носителем.
- Срок окончания проверки достоверности сведений и создания квалифицированного сертификата — до семи рабочих дней. В случае успешного прохождения процедур с заявителем свяжется оператор УЦ для того, чтобы назначить время приема для получения созданного сертификата.
- В назначенное время заявителю с документом, удостоверяющим личность (паспортом), необходимо явиться в пункт выдачи сертификатов за получением квалифицированного сертификата.
Онлайн-получение квалифицированного сертификата возможно с использованием личного кабинета на портале УЦ Банка России.
Для этого необходимо иметь действующий квалифицированный сертификат и наличие настроенного в соответствии с инструкцией рабочего места.
Личный кабинет на портале удостоверяющего центра Банка России.
Личный кабинет на портале удостоверяющего центра Банка России (зеркало).
Обращаем внимание, что подача заявления о получении квалифицированного сертификата иностранными гражданами возможна только при личном присутствии в пункте выдачи сертификатов.
Перевыпуск квалифицированного сертификата может осуществляться по инициативе владельца в плановом и внеплановом порядке.
Плановая смена квалифицированного сертификата инициируется владельцем сертификата не ранее, чем за 90 дней и не позднее, чем за 30 дней до истечения срока действия ключа ЭП.
Внеплановая смена квалифицированного сертификата инициируется владельцем сертификата в случае необходимости (например, в случае компрометации его ключа ЭП или по техническим причинам).
При этом наряду с обращением о получении нового квалицированного сертификата владелец вправе подать заявление о прекращении действия квалифицированного сертификата.
Перевыпуск квалифицированного сертификата возможен как при личном присутствии в пункте выдачи сертификатов , так и онлайн через портал УЦ Банка России, и аналогичен действиям при первичной выдаче сертификата.
Инструкции и дополнительные материалы размещены в соответствующих разделах «Получение в пункте выдачи сертификатов» и «Получение онлайн через портал УЦ Банка России».
Квалифицированный сертификат прекращает свое действие в случаях, установленных
частью 6 статьи 14 и пунктом 6 части 2 статьи 17.2 Федерального закона №
Заявление о прекращении действия сертификата можно подать как в пункте выдачи сертификатов, так и онлайн через портал УЦ Банка России (только в случаях, если прекращение действия сертификата не связано с компрометацией ключа ЭП).
УЦ Банка России обеспечивает прекращение действия сертификатов в рабочие дни в соответствии с графиком работы пунктов выдачи сертификатов.
В случае подачи заявления о прекращении действия сертификатов через личный кабинет портала УЦ Банка России, оно производится в рабочие дни с 09:00 до 20:00 по московскому времени.
Заявление о прекращении действия квалифицированного сертификата в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной ЭП, сформированной с использованием сертификата, действие которого планируется прекратить.
Формы заявлений о прекращении действия сертификата:
Формы информационных писем
(Подается действующим руководителем при прекращении полномочий предыдущего руководителя)
УЦ Банка России аннулирует квалифицированный сертификат, если:
1) не подтверждено, что владелец КСКПЭП владеет ключом электронной подписи, соответствующим ключу проверки электронной подписи, указанному в таком сертификате;
2) установлено, что содержащийся в таком сертификате ключ проверки ЭП уже содержится в ином, ранее созданном сертификате ключа проверки электронной подписи;
3) вступило в силу решение суда, которым, в частности, установлено, что сертификат ключа проверки электронной подписи содержит недостоверную информацию.