№ 242-П от 16.12.2003 Положение Банка России «Об организации внутреннего контроля в КО и банковских группах»
О возникновении конфликта интересов в связи с централизацией бухгалтерского учета
Вопрос
В соответствии с требованиями п. 3.4.2 Положения Банка России № 242-П кредитная организация обязана обеспечить распределение должностных обязанностей служащих таким образом, чтобы исключить конфликт интересов и условия его возникновения, в том числе путем запрета на предоставление одному и тому же подразделению или служащему, в том числе, права:
- совершать банковские операции и другие сделки и осуществлять их регистрацию и (или) отражение в учете;
- предоставлять консультационные и информационные услуги клиентам кредитной организации и совершать операции с теми же клиентами.
Прошу пояснить, правильно ли мы понимаем, что ограничения данного пункта не распространяются на следующие операции, выполняемые операционными работниками в дополнительных офисах кредитных организаций:
- консультирование клиентов по вопросам открытия банковских счетов, условиям обслуживания, процентным ставкам, тарифам и т.п.:
- открытие и закрытие банковских счетов, внесение соответствующих записей в Книгу регистрации открытых счетов;
- осуществление операции по счетам клиентов в соответствии с их письменными распоряжениями, условиями соответствующих договоров, внутренними правилами кредитной организации, регистрация операций в автоматизированных банковских системах, оформление платежных, мемориальных и кассовых документов по совершаемым операциям;
- осуществление свода операций, проведенных за день, проверка и оформление документов операционного дня
в связи с тем, что при проведении всех перечисленных операций конфликт интересов снижен до приемлемого уровня путем введения соответствующих контрольных процедур, в том числе посредством осуществления дополнительного контроля ведения бухгалтерского учета в соответствии с нормативными документами Банка России, последующего контроля исполненных операций путем сопоставления данных учета с распоряжениями клиентов и первичными учетными документами: посредством установления средств наблюдения за местом обслуживания клиентов, путем проведения анализа жалоб клиентов подразделением внутреннего контроля (комплаенс-службой), а также при помощи проведения проверочных процедур при найме новых работников и т.п.