Разъяснения
Допуск на финансовый рынок операторов информационных систем и операторов обмена цифровых финансовых активов
Где на сайте Банка России размещен реестр операторов информационных систем?
Реестр ОИС и реестр ООЦФА размещены на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице «Допуск на финансовый рынок» в разделе «Реестры и перечни» в блоке «Инфраструктурные организации».
Где на сайте Банка России размещены Правила ИС и Правила обмена ЦФА?
Правила ИС и Правила обмена ЦФА размещены на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в отношении каждого ОИС (ООЦФА) в подразделе «Документы организации». Поиск страницы конкретной финансовой организации осуществляется в разделе «Проверить финансовую организации».
На что обратить внимание при подготовке Правил ИС и Правил обмена ЦФА
Что должны включать в себя Правила ИС при их направлении на согласование в Банк России?
Правила ИС при их направлении на согласование в Банк России должны включать в себя следующие положения:
- правила внесения изменений в алгоритм (алгоритмы) программ информационной системы (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ); - требования к пользователям информационной системы (пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ); - правила выпуска ЦФА (пункт 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ); - правила привлечения ООЦФА, включая требования к указанным операторам (пункт 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ); - требования к защите информации и операционной надежности (пункт 5 части 3 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ). При этом рекомендуется обратить внимание на следующее; - способы учета ЦФА в информационной системе, а также внесения (изменения) записей о ЦФА в информационную систему (пункт 6 части 3 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ). При этом рекомендуется обратить внимание на следующее; - правила обеспечения доступа обладателей ЦФА к информационной системе (включая правила использования программно-технических средств, обеспечивающих такой доступ, в случае их использования в информационной системе) (пункт 7 части 3 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ). При этом рекомендуется обратить внимание на следующее; - порядок ведения реестра пользователей информационной системы, включая правила привлечения узлов информационной системы (для информационных систем на основе распределенного реестра) и (или) операторов иных информационных систем к ведению реестра пользователей информационной системы (при условии их привлечения) (пункт 8 части 3 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ); - правила ведения реестра владельцев ценных бумаг в информационной системе, в том числе сроки осуществления операций в реестре владельцев ценных бумаг, в случае, если ОИС осуществляет учет прав на акции непубличного акционерного общества, осуществляющего выпуск ЦФА, удостоверяющих права участия в капитале этого непубличного акционерного общества (пункт 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ); - указание на то, что ОИС осуществляет расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, путем перечисления между бенефициарами по одному номинальному счету принадлежащих им денежных средств без изменения остатка денежных средств по номинальному счету (в случае оказания им данных услуг) (пункт 10 части 3 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ); - правила использования номинального счета в случае осуществления расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронных платформ (пункт 11 части 3 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ). При этом рекомендуется обратить внимание на следующее; - порядок составления, направления, приема к исполнению, исполнения поручений бенефициара о перечислении денежных средств и порядок уведомления бенефициаров об исполнении их поручений (в случае если ОИС является (намеревается стать) оператором электронной платформы) (часть 7 статьи 14.3 Федерального закона от 27.06.2011 №
161-ФЗ); - порядок учета остатков денежных средств, принадлежащих бенефициарам (в случае если ОИС является (намеревается стать) оператором электронной платформы) (часть 10 статьи 14.3 Федерального закона от 27.06.2011 №
161-ФЗ); - положения, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ (в случае обеспечения ОИС заключения сделок, указанных в части 1 статьи 10 Федерального закона от 31.07.2020 №259-ФЗ, с ЦФА, выпущенными в информационной системе, оператором которой он является, без включения его в реестр ООЦФА) (часть 16 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 №259-ФЗ); - иные положения, предусмотренные федеральными законами (пункт 12 части 3 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ) и нормативными актами Банка России (часть 4 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 №259-ФЗ).
Что должны включать в себя Правила обмена ЦФА при их направлении на согласование в Банк России?
Правила обмена ЦФА при их направлении на согласование в Банк России должны включать в себя следующие положения:
- порядок совершения сделок с ЦФА через ООЦФА (пункт 1 части 2 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ). При этом рекомендуется обратить внимание на следующее; - виды ЦФА, цифровых прав (при наличии), сделки с которыми могут совершаться через ООЦФА (пункт 2 части 2 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ); - порядок взаимодействия ООЦФА с ОИС (за исключением случаев совмещения деятельности ООЦФА с деятельностью соответствующего ОИС) (пункт 3 части 2 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ); - требования к защите информации и операционной надежности (пункт 4 части 2 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ); - указание на случаи, при которых обязательства по сделкам с ЦФА исполняются при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон, включая волю ООЦФА (пункт 5 части 2 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ). При этом рекомендуется обратить внимание на следующее; - указание на то, что ООЦФА осуществляет расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, путем перечисления между бенефициарами по одному номинальному счету принадлежащих им денежных средств без изменения остатка денежных средств по номинальному счету (в случае оказания им данных услуг) (пункт 6 части 2 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ); - правила использования номинального счета в случае осуществления расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы (пункт 7 части 2 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ). При этом рекомендуется обратить внимание на следующее; - порядок составления, направления, приема к исполнению, исполнения поручений бенефициара о перечислении денежных средств и порядок уведомления бенефициаров об исполнении их поручений (в случае если ООЦФА является (намеревается стать) оператором электронной платформы) (часть 7 статьи 14.3 Федерального закона от 27.06.2011 №
161-ФЗ); - порядок учета остатков денежных средств, принадлежащих бенефициарам (в случае если ООЦФА является (намеревается стать) оператором электронной платформы) (часть 10 статьи 14.3 Федерального закона от 27.06.2011 №
161-ФЗ); - иные положения, предусмотренные федеральными законами (пункт 8 части 2 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ) и нормативными актами Банка России (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 №259-ФЗ).
Можно ли предусмотреть в Правилах ИС и в Правилах обмена ЦФА положения, связанные с цифровой валютой?
Правила ИС и (или) Правила обмена ЦФА представляются в Банк России юридическим лицом, намеревающимся стать ОИС и (или) ООЦФА соответственно, и регулируют деятельность ОИС и (или) деятельность ООЦФА.
Деятельность по организации выпуска и (или) выпуску, организации обращения цифровой валюты в Российской Федерации не относится к деятельности ОИС и ООЦФА, и, следовательно, положения, связанные с цифровой валютой, рекомендуется не включать в Правилах ИС и в Правилах обмена ЦФА.
Можно ли предусмотреть в Правилах ИС положения, согласно которым ОИС является лицом, по указанию которого вносятся (изменяются) записи о ЦФА в информационную систему?
Согласно статье 1411 ГК РФ осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 №
- по указанию лица, осуществляющего выпуск ЦФА;
- по указанию обладателя ЦФА;
- по указанию иных лиц (в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 №
259-ФЗ, в частности, частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 №259-ФЗ); - в силу действия, совершенного в рамках сделки, предусматривающей исполнение сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления сторон.
Таким образом, представляется, что наличие в Правилах ИС положений, предполагающих внесение (изменение) ОИС записей о ЦФА в такую информационную систему, не соответствует требованиям части 2 статьи 4 Федерального закона от 31.07.2020 №
К таким случаям относятся обеспечение ОИС внесения (изменения) записей о ЦФА на основании вступившего в законную силу судебного акта, исполнительного документа, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя, актов других органов и должностных лиц при осуществлении ими своих функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо выданного в порядке, предусмотренном законом, свидетельства о праве на наследство, предусматривающего переход ЦФА определенного вида в порядке универсального правопреемства, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего требования таким ОИС.
Нужно ли предусмотреть в Правилах ИС (Правилах обмена ЦФА) положения, связанные с порядком признания пользователя информационной системы квалифицированным инвестором, в случае реализации ОИС (ООЦФА) права, связанного с таким признанием?
Согласно части 6 статьи 6 и части 15 статьи 10 Федерального закона от 31.07.2020 №
Таким образом, в целях снижения риска реализации последствий, предусмотренных частью 7 статьи 6 и частью 16 статьи 10 Федерального закона от 31.07.2020 №
Можно ли в Правилах ИС предусмотреть, что сделки с ЦФА совершаются без участия ООЦФА?
В соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Федерального закона от 31.07.2020 №
При этом сделки могут совершаться без привлечения стороннего ООЦФА в случаях, указанных в части 16 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 №
Дополнительно отмечаем, что отражение в Правилах ИС положений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 №
Всегда ли нужно отражать в Правилах ИС и в Правилах обмена ЦФА положения, связанные с осуществлением расчетов по сделкам с ЦФА, в соответствии с требованиями законодательства?
Сделки с ЦФА, предусматривающие оплату денежными средствами, связаны с расчетами между сторонами таких сделок. В этой связи порядок совершения сделок с ЦФА, предусмотренный Правилами ИС (с учетом части 16 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 №
При этом в случае если ОИС или ООЦФА является оператором электронной платформы, на него распространяются требования статьи 14.3 Федерального закона от 27.06.2011 №
Кроме того, Правила ИС и Правила обмена ЦФА операторов электронных платформ, не являющихся кредитными организациями, должны содержать положения, предусмотренные, в частности, пунктом 11 части 3 статьи 5 (в отношении ОИС), пунктом 7 части 2 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 №
Можно ли в Правилах ИС увеличить срок, предусмотренный Федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ, для внесения (изменения) записи о ЦФА в информационную систему в случае, предусмотренном частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ?
Какой срок для хранения ОИС и ООЦФА информации о сделках с ЦФА, а также об участниках таких сделок целесообразно предусмотреть в Правилах ИС и Правилах обмена ЦФА?
В соответствии с частью 4 статьи 6 и частью 10 статьи 10 Федерального закона от 31.07.2020 №
При этом в отношении документов, указанных в пункте 4 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №
Таким образом, в Правилах ИС и Правилах обмена ЦФА целесообразно предусмотреть срок хранения информации о сделках с ЦФА, а также об участниках таких сделок, учитывая указанные положения Федерального закона от 31.07.2020 №
На что обратить внимание при формировании комплекта документов для согласования Правил ИС и Правил обмена ЦФА
Какие документы необходимо представить в Банк России в целях подтверждения наличия у юридического лица, намеревающегося осуществлять деятельность ОИС, информационной системы, соответствующей Правилам ИС и обеспечивающей требования, установленные частью 1 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ (пункт 1.5 Положения Банка России от 16.12.2020 № 746-П)?
Поскольку перечень документов, направленных на исполнение пункта 1.5 Положения Банка России от 16.12.2020 №
- копия технического задания на разработку программного обеспечения информационной системы, соответствующей Правилам ИС;
- копии документов, содержащих информацию о нагрузочном тестировании и приемо-сдаточных испытаниях информационной системы и подтверждающих обеспечение информационной системой требований, установленных частью 1 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ; - копии документов, подтверждающих ввод в опытную эксплуатацию программного обеспечения информационной системы в соответствии с Правилами ИС;
- копии документов, подтверждающих наличие законного основания использования юридическим лицом, намеревающимся осуществлять деятельность ОИС, информационных технологий и технических средств информационной системы;
- иные имеющиеся в распоряжении юридического лица, намеревающегося стать ОИС, документы, подтверждающие наличие информационной системы, соответствующей Правилам ИС и обеспечивающей требования, установленные частью 1 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 №
259-ФЗ.
Какие документы необходимо представить в целях подтверждения наличия у юридического лица, намеревающегося стать ООЦФА, технической возможности осуществлять в соответствии с Правилами обмена ЦФА сделки с ЦФА, предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ (пункт 2.5 Положения Банка России от 16.12.2020 № 746-П)?
Поскольку перечень документов, направленных на исполнение пункта 2.5 Положения Банка России от 16.12.2020 №
- копия технического задания на разработку программного обеспечения, позволяющего осуществлять обмен ЦФА в соответствии с Правилами обмена ЦФА;
- копии документов, содержащих информацию о нагрузочном тестировании и приемо-сдаточных испытаниях программного обеспечения, позволяющего осуществлять обмен ЦФА в соответствии с Правилами обмена ЦФА;
- копии документов, подтверждающих ввод в опытную эксплуатацию программного обеспечения, позволяющего осуществлять обмен ЦФА в соответствии с Правилами обмена ЦФА;
- копии документов, подтверждающих наличие законного основания использования юридическим лицом, намеревающимся стать ООЦФА, программного обеспечения, позволяющего осуществлять обмен ЦФА в соответствии с Правилами обмена ЦФА;
- иные имеющиеся в распоряжении юридического лица, намеревающегося стать ООЦФА, документы, подтверждающие наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять обмен ЦФА в соответствии с Правилами обмена ЦФА.
Какие документы необходимо представить в целях подтверждения юридическим лицом, намеревающимся стать ООЦФА, его соответствие требованию к размеру чистых активов, составляющему не менее 50 миллионов рублей и рассчитанному на расчетную дату (пункт 2.9 Положения Банка России от 16.12.2020 № 746-П)?
В соответствии с требованиями подпункта 2.9.1 пункта 2.9 Положения Банка России от 16.12.2020 №
Например, если указанное ходатайство направлено в Банк России 27.03.2023, то расчетная дата может быть выбрана юридическим лицом, намеревающимся стать ООЦФА, в диапазоне с 22.03.2023 по 26.03.2023.
По состоянию на расчетную дату должны быть сформированы также следующие документы:
- бухгалтерский баланс юридического лица, намеревающегося стать ООЦФА;
- отчет о финансовых результатах юридического лица, намеревающегося стать ООЦФА;
- регистры бухгалтерского учета по счетам бухгалтерского учета, соответствующим показателям бухгалтерского баланса, в соответствии с которыми сформирован расчет размера чистых активов юридического лица, намеревающегося стать ООЦФА;
- расшифровки всех строк расчета размера чистых активов такого юридического лица, намеревающегося стать ООЦФА, с указанием реквизитов документов, явившихся основанием для принятия сумм остатков по счетам бухгалтерского учета к расчету размера чистых активов такого юридического лица (с указанием данных сумм), с приложением их копий, а также выписки об остатках денежных средств по счетам такого юридического лица, открытым в кредитных организациях.
Какие документы необходимо представить в целях подтверждения юридическим лицом, намеревающимся стать ООЦФА, его соответствия требованию к размеру уставного капитала на день подачи ходатайства о включении в реестр ООЦФА, составляющему не менее 50 миллионов рублей (пункт 2.9 Положения Банка России от 16.12.2020 № 746-П)?
В случае, если ОИС (юридическое лицо, намеревающееся стать ОИС) планирует осуществлять расчеты по сделкам с ЦФА с использованием номинального счета, какие документы необходимо представить в целях подтверждения его соответствия требованиям, установленным частью 9 статьи 5.1 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ?
ОИС (юридическому лицу, намеревающемуся стать ОИС), планирующему осуществлять в соответствии с частью 7 статьи 51 Федерального закона от 31.07.2020 №
- документ, содержащий расчет размера чистых активов такого ОИС (юридического лица, намеревающегося стать ОИС), составленный на дату не ранее пяти рабочих дней до даты представления в Банк России документов (далее — расчетная дата) в соответствии с требованиями, предусмотренными Указанием Банка России от 03.12.2020 №
5647-У; - бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, составленные ОИС (юридическим лицом, намеревающимся стать ОИС) на расчетную дату;
- регистры бухгалтерского учета по счетам бухгалтерского учета, соответствующим показателям бухгалтерского баланса, в соответствии с которыми сформирован расчет размера чистых активов ОИС (юридического лица, намеревающегося стать ОИС), составленные на расчетную дату;
- расшифровки всех строк расчета размера чистых активов ОИС (юридического лица, намеревающегося стать ОИС) с указанием реквизитов документов, явившихся основанием для принятия сумм остатков по счетам бухгалтерского учета к расчету размера чистых активов ОИС (юридического лица, намеревающегося стать ОИС) (с указанием данных сумм), с приложением их копий, а также выписки об остатках денежных средств по счетам ОИС (юридического лица, намеревающегося стать ОИС), открытым в кредитных организациях, по состоянию на расчетную дату.
В каком формате следует представлять Правила ИС и (или) Правила обмена ЦФА?
Деятельность операторов инвестиционных платформ
Может ли оператор инвестиционной платформы выступать инвестором или лицом, привлекающим инвестиции на своей платформе?
Инвестором или лицом, привлекающим инвестиции (ЛПИ), может быть признано лицо, которому оператор инвестиционной платформы (ОИП) оказывает услуги по содействию в инвестировании, или лицо, которому ОИП оказывает услуги по привлечению инвестиций (п. 4, 5 ч. 1 ст. 2 Закона об инвестиционных платформах).
Оказание услуг по содействию в инвестировании и услуг по привлечению инвестиций с использованием инвестиционной платформы осуществляется на основании соответствующих договоров (п. 3 ч. 1 ст. 2 и ч. 1–3 ст. 3 Закона об инвестиционных платформах).
Поэтому ОИП не может быть признан инвестором или ЛПИ на своей платформе, поскольку все обязательства, возникшие из договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании, обеими сторонами по которым выступает одно лицо (ОИП), прекращаются (с учетом ст. 413 ГК РФ).
ОИП не может выступать стороной договора инвестирования, заключаемого на инвестиционной платформе, оператором которой он является.
Можно ли предусмотреть в Правилах инвестиционной платформы положения о том, что договор инвестирования считается заключенным по истечении какого-либо периода (например, трех дней) с момента списания денежных средств с номинального счета оператора инвестиционной платформы?
Договор инвестирования считается заключенным с момента поступления денежных средств инвесторов с номинального счета оператора инвестиционной платформы (ОИП) на банковский счет лица, привлекающего инвестиции (ЛПИ) (ч. 1 ст. 13 Закона об инвестиционных платформах). Сам факт списания денежных средств инвесторов с номинального счета ОИП не является гарантией того, что денежные средства будут зачислены на банковский счет ЛПИ и договор инвестирования будет заключен.
Отсутствие однозначного доказательства заключения договора инвестирования порождает угрозу нарушения ОИП обязанности по ведению реестра договоров инвестирования (ч. 1 ст. 11 Закона об инвестиционных платформах). Поэтому правила должны содержать механизм точного определения момента заключения договора инвестирования (к примеру, механизм, предусматривающий порядок получения от ЛПИ выписки по банковскому счету).
Может ли оператор инвестиционной платформы выступать агентом инвестора или лица, привлекающего инвестиции, при заключении договора инвестирования?
Договоры инвестирования заключаются в письменной форме с использованием информационных технологий и технических средств платформы путем принятия инвестиционного предложения лица, привлекающего инвестиции (ЛПИ), и перечисления на его банковский счет денежных средств (ч. 1 ст. 13 Закона об инвестиционных платформах). Положения Закона об инвестиционных платформах не предполагают возникновения каких-либо агентских отношений между инвестором или ЛПИ и оператором инвестиционной платформы (ОИП), связанных с заключением договора инвестирования.
Договором инвестирования является договор между инвестором и ЛПИ, при этом способ заключения договора, когда ОИП выступает в качестве агента и действует от своего имени, приводит к заключению договора между ОИП и ЛПИ или инвестором, в зависимости от того, чьим агентом выступает оператор в такой ситуации. В связи с этим порядок заключения договора, когда оператор действует от своего имени, но за счет инвестора и (или) ЛПИ, не приводит к заключению договора инвестирования (п. 9 ч. 1 ст. 2 Закона об инвестиционных платформах).
Возможно ли создание на инвестиционной платформе механизма взаимодействия между лицами, привлекающими инвестиции, и инвесторами, посредством которого участники смогут обмениваться информацией, проводить опросы, обсуждать какие-либо темы, связанные с инвестированием на платформе, и прочее?
Правила инвестиционной платформы должны содержать порядок обмена информацией между инвесторами с использованием платформы. Однако оператор инвестиционной платформы может организовать и иные способы взаимодействия между участниками (п. 9 ч. 2 ст. 4 Закона об инвестиционных платформах).