Международный валютный фонд (МВФ)
Общие сведения
Международный валютный фонд (МВФ, Фонд) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.
МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. В настоящее время МВФ насчитывает 190 стран-членов, включая Российскую Федерацию.
Ключевые решения в МВФ принимаются Советом директоров, которых состоит из представителей стран-членов, и Советом управляющих от этих стран.
Штаб-квартира МВФ расположена в г. Вашингтон (США).
Цели и функции МВФ
В соответствии с Уставом целями деятельности МВФ являются:
- Развитие международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере;
- Поддержание сбалансированного роста международной торговли;
- Обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
- Содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
- Помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
- Сокращение внешних дисбалансов государств-членов.
Основные функции МВФ:
- Мониторинг состояния международной финансовой системы;
- Оказание финансовой и технической помощи странам-членам в целях предупреждения или разрешения кризисных ситуаций;
- Разработка рекомендаций по ведению финансовой и валютной политики;
- Аккумулирование международного опыта, проведение исследований по актуальным вопросам международной валютно-финансовой повестки.
Финансовые ресурсы МВФ
Основным источником финансирования МВФ являются квоты его стран-членов, выраженные в специальных правах заимствования (Special Drawing Rights, SDR). Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита. Квота Российской Федерации в МВФ составляет 12 903,7 млн SDR (2,71%).
Кроме того, дополнительными источниками финансирования МВФ являются ресурсы стран-членов в рамках Новых соглашений о заимствовании (New Arrangements to Borrow — NAB), а также Двусторонних кредитных соглашений, заключенных странами-кредиторами с МВФ на срок до 31 декабря 2023 года с возможностью продления на 1 год с согласия участника.
Участие Российской Федерации в деятельности МВФ
Российская Федерация является членом МВФ с 1992 года (Постановление Правительства Верховного совета Российской Федерации от 22.05.1992 №
Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов. Заместитель Управляющего от Российской Федерации в МВФ — Председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Исполнительный директор в МВФ от Российской Федерации — Алексей Можин.
Работа Банка России по линии МВФ
Совместно с Министерством финансов Российской Федерации Банк России представляет Россию в МВФ, защищает интересы и продвигает позицию нашей страны по инициативам и проектам, реализуемым Фондом (в том числе — по распределению и перераспределению финансовых ресурсов МВФ).
Банк России также является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.
Для реализации задачи по поддержанию стабильности мировой финансовой системы МВФ регулярно мониторит состояние финансового сектора Российской Федерации. В числе прочего МВФ проводит консультации в соответствии со Статьей IV Устава с Банком России и иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. Обсуждаются вопросы банковского регулирования и надзора, финансовой стабильности, а также денежно-кредитная политика, макроэкономические прогнозы.
Дополнительно, начиная с 2010 года, каждые пять лет МВФ совместно с Группой Всемирного банка проводит комплексный анализ российского финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (Financial Sector Assessment Program, FSAP). К проведению FSAP МВФ привлекает Банк России, федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации и других участников российского финансового сектора. Особое внимание уделяется регулированию и надзорным практикам в банковском секторе, на рынке ценных бумаг, в области анализа системных рисков, макропруденциальной политики, ПОД/ФТ.
Участие в консультациях и оценке FSAP является обязательством Российской Федерации в соответствии с Уставом МВФ. При этом рекомендации МВФ и (или) Группы Всемирного банка по итогам консультаций и оценки FSAP не являются обязательными к исполнению. Российская Федерация вправе полностью или частично отказываться от их имплементации в регулирование и надзорные практики.